Л.Г. АЛЕКСЕЕВА
Алексеева Лариса Геннадьевна, старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе, старший советник юстиции.
В статье освещается надзорная деятельность прокуратуры по противодействию коррупции. Приводятся примеры пресечения правонарушений мерами прокурорского реагирования.
Ключевые слова: коррупция, нарушения закона, имущество.
Supervision over implementation of legislation on state civil and municipal service, combating corruption
L.G. Alekseyeva
The article focuses on supervisory activities of the public prosecutor's office on combating corruption. It gives examples of suppression of offences by means of prosecutorial response.
Key words: corruption, violations of law, property.
В Дальневосточном федеральном округе работа органов прокуратуры по противодействию коррупции строится на сочетании прокурорского надзора за соблюдением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе и уголовно-правовых средств пресечения преступлений.
Надзорная работа прокуроров осуществляется в рамках выполнения задач, определенных Национальным планом противодействия коррупции. Прокуроры в ходе проводимых на постоянной основе проверок исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе особое внимание уделяют соблюдению установленных федеральным законодательством запретов и ограничений при поступлении на государственную гражданскую службу и в процессе ее прохождения. Прокуроры субъектов Федерации округа в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за неполный 2014 г. выявили 11651 нарушение закона (за аналогичный период 2013 г. - 11736), для устранения которых принесли 1404 (1557) протеста, в суды направили 382 (297) заявления, внесли 2556 (2076) представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 1254 (1049) виновных лица. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 148 (140) должностных лиц, в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 73 (67) материала, по результатам рассмотрения которых возбуждено 58 (52) уголовных дел. Увеличение числа принятых мер по внесенным представлениям, эффективность которых возросла на 49% по числу привлеченных по результатам их рассмотрения лиц к дисциплинарной ответственности, направленным в суды искам, свидетельствует об активной работе прокуроров.
Большинство нарушений выявлено при проведении проверок достоверности и полноты представленных служащими сведений о доходах и обязательствах имущественного характера своих и членов семьи.
К примеру, только органами прокуратуры Приморского края выявлено неотражение 21 государственным гражданским служащим управления Приморского территориального управления Росрыболовства полных и достоверных сведений о получении дохода в размере свыше 323 тыс. руб., о наличии в собственности квартир, земельного участка, автотранспортных, маломерных судов, а также недостоверное отражение площади находящегося в собственности и пользовании недвижимого имущества. В целях устранения нарушений закона и.о. руководителя Приморского территориального управления Росрыболовства внесено представление. Приняты меры к устранению нарушений закона.
В Хабаровском крае в нарушение законодательства о противодействии коррупции помощник заместителя мэра города Хабаровска в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего должность муниципальной службы в администрации г. Хабаровска, не отражал сведения об обязательствах о беспроцентном займе. По этому факту прокуратурой города Хабаровска мэру города внесено представление об устранении нарушений закона, виновный муниципальный служащий привлечен к дисциплинарной ответственности.
Распространено несоблюдение установленных на службе запретов и ограничений. Работодатели не соблюдают порядок информирования представителя нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении с ним трудового договора. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлекаются юридические лица за незаконное предложение, обещание и передачу в интересах юридического лица лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, денег за совершение в интересах этого юридического лица действий (бездействия), связанных(-ого) с занимаемым лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, служебным положением.
К примеру, в 2014 г. по постановлению прокурора Хабаровского края о возбуждении дела об административном правонарушении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ привлечено ООО по факту незаконного предложения, обещания и передачи в интересах юридического лица лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, денег за совершение в интересах этого юридического лица лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, действий (бездействия), связанных(-ого) с занимаемым им служебным положением. Виновному юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в сумме 1 млн. руб.
За аналогичное правонарушение в Камчатском крае ООО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 КоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 млн. руб. Поводом для привлечения юридического лица к административной ответственности послужило постановление прокуратуры города Петропавловска-Камчатского по факту дачи взятки генеральным директором общества судебному приставу-исполнителю за неприменение действий по принудительному взысканию имущества.
Высшие должностные лица муниципального образования совершали злоупотребления с муниципальной собственностью, в связи с чем муниципальным образованиям причинялся материальный ущерб.
К примеру, в Камчатском крае в 2014 г. на основании материалов проверки Усть-Камчатской межрайонной прокуратуры следственным органом возбуждено уголовное дело в отношении главы Усть-Камчатского сельского поселения по ч. 2 ст. 286 УК, который, заведомо не имея права на получение муниципального жилья по договору социального найма, при явном конфликте интересов, заключил с собой же от имени возглавляемой им местной администрации договор социального найма жилого помещения, впоследствии, заведомо осознавая ничтожность сделки, принял решение о приватизации жилья. Его действиями муниципальному образованию причинен ущерб в размере рыночной стоимости выведенной из муниципальной собственности квартиры.
Прокуроры субъектов Федерации округа ведут целенаправленную работу по проверке нормативных правовых актов на предмет наличия в них норм коррупциогенной направленности. Коррупциогенные нормы и факторы в региональных и муниципальных правовых актах выявлены во всех субъектах Федерации округа. Ими предусматривалось незаконное использование бюджетных средств, с превышением компетенции определялись полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в различных сферах правоотношений, предусматривалось значительное число отсылочных, альтернативных норм, предоставлявших должностным лицам возможности вариативного принятия решений, устанавливались излишние административные барьеры, препятствовавшие реализации гарантированных гражданам прав.
К примеру, только в Камчатском крае органы прокуратуры за 5 месяцев 2014 года в результате проведенной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов выявили 134 нормативных правовых акта, содержащих 166 коррупциогенных факторов, в целях исключения которых принесено 127 протестов, направлено 3 требования об изменении нормативного акта, в суды направлено 4 заявления о необходимости приведения нормативных правовых актов в соответствие с требованиями закона.
По протесту прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского приведен в соответствие с действующим законодательством Административный регламент оказания администрацией городского округа муниципальной услуги по предоставлению места в муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования (утв. Постановлением администрации от 22 апреля 2014 г. N 974), устанавливающий неопределенный срок оказания такой услуги (от 2 месяцев до 3 лет). Для получения муниципальной услуги нормативный правовой акт возлагал на заявителей обязанность представлять документы, не предусмотренные действующим законодательством, т.е. устанавливал неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам. Коррупциогенные факторы из нормативного правового акта исключены.
В Хабаровском крае прокуратурой края в 8 проектах нормативных правовых актов региональных органов власти выявлено 9 коррупциогенных факторов, которые по результатам рассмотрения информации прокуратуры края из проектов исключены. 60 нормативных правовых актов органов местного самоуправления содержали 180 коррупциогенных факторов. При этом 56 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, одновременно противоречили федеральному законодательству.
К примеру, по протесту прокурора Солнечного района Хабаровского края исключен коррупциогенный фактор из Регламента администрации Березовского сельского поселения по информационному взаимодействию лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающих коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Указанным Регламентом предусматривалось, что основанием для направления должностным лицом администрации указанного сельского поселения извещения о внесении изменений корректировок в электронный паспорт является некорректное заполнение и некорректное подписание электронного паспорта. При этом муниципальным нормативным правовым актом не определялись критерии, на основании которых заполнение и подписание электронного паспорта считалось некорректным.
В результате прокурорского реагирования признаны незаконными и недействующими нормы, содержащие коррупциогенные факторы в Положении о межведомственной комиссии по решению вопросов, связанных с обеспечением благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда Хабаровского края детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном Постановлением губернатора края, в Постановлении правительства Хабаровского края "О предоставлении субсидий из краевого бюджета в 2013 году Хабаровским региональным (краевым) отделениям профессиональных творческих союзов, осуществляющим деятельность в области культуры".
В этом же субъекте Федерации округа Постановление правительства края "О предоставлении субсидий из краевого бюджета в 2013 году Хабаровским региональным (краевым) отделениям профессиональных творческих союзов, осуществляющим деятельность в области культуры" не содержало основания для предоставления субсидий, что также создавало неясность при принятии решений об их предоставлении и давало должностным лицам возможность вариативного принятия решений.
В Чукотском автономном округе проведенной прокуратурой округа антикоррупционной экспертизой установлено, что Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки содержал коррупциогенный фактор, поскольку им устанавливались неопределенные требования к гражданам - реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, которые имеют право на первоочередную установку телефона. Конкретный перечень документов, необходимых для получения этого вида социальной поддержки, предусмотрен не был, чем создавались условия не только для его произвольного толкования, но и для применения по своему усмотрению должностными лицами учреждения связи. Из нормативного правового акта по требованию прокурора Чукотского автономного округа коррупциогенный фактор исключен.
Прокурорами субъектов Федерации округа также проводится работа по устранению правовых пробелов в региональном антикоррупционном законодательстве.
К примеру, прокуратурой Приморского края проведена работа по устранению пробела в нормативно-правовом регулировании вопросов соблюдения лицами, замещающими государственные должности Приморского края, антикоррупционных обязанностей.
В целях устранения пробела и обеспечения полноты правового регулирования в сфере предупреждения коррупции среди лиц, замещающих государственные должности края, усиления их ответственности за неисполнение обязанности по принятию мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, других антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений прокурором края использовано представленное ч. 5 ст. 30 Устава Приморского края и ст. 3 Закона края "О законодательной деятельности в Приморском крае" право и в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание края направлен проект Закона "О внесении дополнений в Закон края "О государственных должностях Приморского края". Предложенная прокурором края редакция Закона 3 июня 2014 г. принята законодательным органом.
Автор: Алексеева Лариса Геннадьевна
Источник: "Законность", 2015, № 2