Одним из основных украшений дореволюционного Тагила были каменные здания многочисленных церквей. Строились они в разное время по проектам, как местных крепостных, так и наемных архитекторов. В сооружении храмов, их отделке, изготовлении различных культовых предметов принимали участие многие крепостные мастера самых различных профессий.
Все храмы отличались великолепием внутреннего убранства и продуманным соответствием его стилистики наружному облику зданий. Кроме того, все они служили теми доминантами, вокруг которых со временем создавались "исторические центры".
До революции в Нижнем Тагиле было семь храмов, о великолепии трех из них можно судить только по оставшимся фотографиям: Выйско-Никольская церковь, Введенская церковь, Входо-Иерусалимский собор, были разрушены до основания. Свято-Троицкая церковь, Храм Александро-Невского, Вознесенский (Крестовоздвиженский) собор и Скорбященскую церковь разрушили, но не стерли с лица города, в 90-ых годах начался процесс восстановления и реставрации этих храмов. Все годы Советской власти единственным действующим храмом Нижнего Тагила был Казанский собор.
Последние годы в Нижнем Тагиле не только восстанавливаются разрушенные храмы, но и строятся новые. Таким образом, на территории районов градообразующих предприятий были воздвигнуты: храм Сергия Радонежского (НТМК) и храм Дмитрия Донского (УВЗ).
Начавшийся процесс восстановления христианских памятников архитектуры свидетельствует не только о постепенном возвращении людей к духовным ценностям и традициям предков, но и о значительных изменениях в архитектурном облике индустриального города.
Авторы уральских путеводителей конца ХIХ - начала ХХ века непременно включили в число основных достопримечательностей Нижнего Тагила – центра горнозаводского округа Демидовых - церкви, построенные в разное время этими крупнейшими заводовладельцами. Каждый храм оставил след в архитектуре Урала и художественном облике города.
Входо-Иерусалимский Собор, главная церковь Нижнего Тагила с 18 века. Был воздвигнут в 1763 – 1774 годах, распложен в самом центре города, в начале улицы Александровской (Ленина), на месте торгового техникума.
Проект храма в византийском стиле разрабатывался неизвестным архитектором школы Д.В. Ухтомского.
Строительство началось в 1764 году по приказу Никиты Акинфиевича Демидова, в исполнении воли отца Акинфия. Окончание отделочных работ датируется 1774 годом.
Входо-Иерусалимский собор – каменное одноэтажное здание с трехярусной колокольней высотой 51 метр. В верхнем ярусе располагались часы с боем с пятью колоколами, в среднем девять колоколов. Кресты, колокола, алтарь церкви вызолотили червонным долотом через огонь. Пол выстлали мраморными и чугунными плитами. Стены храма и купол внутри были расписаны.
В 1925 году собор получил статус памятника истории и архитектуры, а в 1929 году собор, как культовое сооружение, был закрыт. Здание передали краеведческому музею, который разместил здесь новый художественный отдел, но не смотря на это, в конце 1930-х годов Входо-Иерусалимский собор был взорван.
Выйско-Никольская Церковь построена в 1835-1845 годах на Выйском поле (на этом месте сейчас находится дворец культуры "Юбилейный"). В память о Николае Никитиче Демидове его сыновьями Анатолием и Павлом.
Проект храма подготовлен в Петербурге архитектором Крихом под руководством талантливого зодчего К. Тона, и представлял собой несколько измененный проект храма Христа Спасителя в Москве.
Внутренняя отделка церкви отличалась огромным великолепием. Пол выстлали чугунными плитами, колонны расписали под мрамор.
Над резьбой иконостаса работали местные тагильские мастера. Иконы писались академиком П.П. Веденецким (Нижний Новгород) и крепостными художниками Демидовых Михаилом Дмитриевым и Павлом Худояровым. Образ Девы Марии, в технике мозаики, был выполнен 15-ти летним крепостным мальчиком Александром Дмитриевым, обучавшимся живописи в Италии.
После Октябрьской революции здание храма передается в пользование общине верующих. В 1930-х церковь закрывается. В середине 1960-х годов здание было взорвано.
В храме Святителя Николая находилась родовая усыпальница многих поколений знаменитых заводчиков Демидовых.
Введенская Церковь построена в первой половине XVIII века, находилась на холме возле завода, была первоначально однокупольной и деревянной. После возведения по близости Входо-Иерусалимского собора церковь перенесли в восточную часть города (район музыкального училища по ул. К. Маркса), где она долгое время служила госпитальной и кладбищенской. В 1830-1835 годах А.П. Чеботаревым было завершено строительство нового каменного здания по проекту петербургского архитектора Е.И. Димерта.
На фоне деревянных домов красиво выделялась низкими Купалами белого железа. В первой половине 1890 годов церковь была перестроена С.С. Козловым. Позже при церкви были выстроены "богадельня престарелых и увечных лиц", Церковно-приходская и Воскресная школы.
Иконы для церкви писались в Нижнем Новгороде П.П. Веденецким и тагильским иконописцем Григорием Абрамовым, Павлом и Василием Худояровым. По заказу Демидовых, крепостной художник Степан Худояров, ученик К.П. Брюллова, выполнил копии с двух монументальных картин итальянского художника Корредджо, находящихся в Германии, в Дрезденской картинной галерее.
Резьбу иконостасов выполнил тагильский резчик Тихон Матвеевич Трифонов, совместно с мастером Иваном Шаньгиным и золотарем Ларионом Игнатьевичем Синюковым.
В 1930-х годах церковь закрыли и полностью разрушили.
Храм Александра Невского заложен в 1862 году на Вересовой горе, в честь отмены крепостного права. Автор проекта архитектор Ф.Т. Гирст, взявший за основу проект русской церкви в Париже архитектора Кузьмина. Попечителем строительства стал служащий Нижнетагильского завода управления Д.П. Шорин, который в последние восемь лет строительства заменял архитектора. Церковь строилась на средства жителей Нижнего Тагила, пожертвования Демидовых и частных лиц.
Архитектура храма решена в подчеркнуто укрупненных формах (высота около 36 метров), он рассчитан на обозрении из далека с водной глади заводского пруда. Неповторимый облик собору придают многократно повторяющиеся мотив килевидных арок, высокое шатровое завершение с небольшой главкой под крестом и вторящие малые шатры угловых звонниц.
Шестиярусный иконостас резал столяр М. Бондин. Три больших образа написал в Петербурге бывший демидовский крепостной, обучавшийся в Академии Художеств Василий Павлович Худояров. Все основные иконописные работы осуществил тагильский живописец Федор Дмитриевич Топорков. Одной из реликвий храма был присланный из Петербурга образ Александра Невского в дорогой ризе.
В 1939 году храм был закрыт и передан сначала под кинотеатр, зам гараж и склад. С 1989 года храм вновь стал действующим.
Скорбящий женский монастырь в районе Малой Кушвы включает в себя в настоящее время Скорбященскую церковь и Вознесенский (Крестовоздвиженский) собор. Небольшая крестообразная в плане Скорбященская церковь увенчана куполом с главкой под крестом и нарядно декорирована килевидными зубцами кокошников. Возведена она была в конце 1960-х годов на средства владельца канатного заведения, бывшего крепостного И.И. Сергеева, который исполнил завещание отца, "желавшего построить кладбищенскую церковь". Не получившая благословения почти 20 лет – до 1884 года церковь стояла не освященная. По инициативе поселившихся рядом несколько жительниц города в 1884 году при церкви была создана женская богадельня.
По инициативе и трудами монахинь, "при значительных вложениях собственных средств общины", рядом со Скорбящинской церковью в 1905 году был возведен "новый каменный храм", названный Вознесенским. Как приподнятый и радостый образ христианской веры воспринимался современниками этот величественный пятиглавый трехпрестольный собор красного кирпича на подклете, с фасадами, богато декорированными фигурной кладкой. В 1913 году состоялось торжество с крестным ходом по случаю поднятия восьми святых крестов на обитель, и храм был переименован в Крестовоздвиженский. В 1919 году монастырь был закрыт, "насельницы" организовали сельхозкоммуну "Улей", разогнанную уже через год. В 1920-е годы в храмовых и монастырских зданиях размещались казармы для спецпереселенцев, затем – один из первых на Урале детских домов. Скорбященская церковь была занята под библиотеку и комнаты для кружков. С начала 1990-х годов Скорбященская церковь – действующая. Ныне идет восстановление второго храма монастыря, которому возвращено первоначальное название – Вознесенский собор. С 1998 года вновь открыт Скорбященский женский монастырь.
Литература: Газета "470" от 28.01.2009; 04.02.2009.
Источник: http://historyntagil.ru/8_26.htm#2