Для нас, его земляков, это имя особенно близко и дорого, поскольку он был и остается, прежде всего, писателем нашего Тагильского края. В состав этого края в XIX - начале XX веков входила обширная территория притагильской части Среднего Урала и Причусовья, в котором находился Нижнетагильский горнозаводской округ Демидовых. В одном из поселков этого округа - Висимо-Шайтанском заводе (ныне поселок Висим) - в 1852 году родился будущий писатель.
Постоянное пребывание Мамина-Сибиряка на территории Тагильского края (в Висиме, Нижней Салде и Нижнем Тагиле) продолжалось 15 лет. Это составляло около половины (48%) всего времени, проведенного писателем на Урале. К этим годам необходимо добавить месяцы приездов Дмитрия Мамина в родные места на время каникул, когда он совершал свои охотничьи странствия по окрестностям Висима. Походы оставили неизгладимый след в душе Дмитрия. Находясь в 1870-1877 годах в далеком Петербурге, он вспоминал о "прекрасной и суровой уральской природе", о дремучих северных лесах, о величественных скалах и быстрых горных реках. Вернувшись в 1878 году на Урал, он вновь увидел все это, а потом описал в своих так называемых "уральских" произведениях.
В трудах писателя отразились впечатления и от встреч с самыми различными людьми, с которыми он познакомился на тагильской земле. Там зарождались замыслы, реализованные в многочисленных очерках, повестях и романах, которые по праву можно назвать произведениями "тагильского" цикла. Это "На рубежах Азии", "Старатели", "Сестры", "На шихане", "На золотом прииске", "Первые студенты", "Лес", "В камнях", "Бойцы", "Золотуха", "Горное гнездо" и многие другие.
Определить их принадлежность помогает знание особенностей самобытного таланта Мамина-Сибиряка, его художественного метода, в котором органично сочетались две "ипостаси" - журналиста, отличавшегося острой наблюдательностью, быстрой реакцией публициста, с мастерством писателя, способного воплотить мимолетные впечатления и наблюдения в яркие художественные образы. Отсюда шло характерное для произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка (особенно раннего периода) стремление к точности фактов в изображении событий, как правило, взятых из реальной жизни, хронологических и топографических описаний отдельных объектов (хотя и с измененными названиями). Отмеченные особенности во многом помогают в идентификации произведений Мамина-Сибиряка, в том числе и тех, которые относятся к "тагильским". По нашим данным, таких произведений в период с 1878 по 1885 годы было свыше 80%.
Положение изменилось в 1886 году в связи с расширением географического ореола маршрутов путешествий Дмитрия Наркисовича. С 1886 года, кроме Среднего Урала, он все чаще начинает ездить на Южный и Северный Урал, а также в Прикамье и Зауралье, и это, естественно, не могло не привести и к расширению тематики его произведений.
Тем не менее, Тагильский край в эти годы продолжает в значительной мере сохранять свою роль важнейшего источника творческих замыслов писателя. Во многом это было связано с формированием у Мамина-Сибиряка во второй половине 80-х - начале 90-х годов XIX века нового "глубинного" метода, когда, по его словам, перед ним "за внешней формой стало выступать глубокое внутреннее содержание, обусловленное историей Урала, его разнообразными этнографическими элементами, особенно богатыми экономическими условиями". Конечно, далеко не случайно этот новый метод был впервые использован в 1887 году при написании романа "Три конца", действие которого происходило на Висимо-Шайтанском ("Ключевском") заводе Нижнетагильского горного округа. В романе, названном современниками "летописью уральской жизни", Мамин-Сибиряк через судьбы отдельных семей своих висимских земляков показал не только жизнь и быт трудового населения типичного заводского поселка, но и нарисовал широкую и правдивую картину положения горнозаводского Урала на рубеже двух эпох - старой крепостнической и новой капиталистической.
В таком же "ключе" выявления глобальных процессов и, прежде всего, развития новых капиталистических отношений, влияющих на судьбы героев его произведений, были написаны повести и рассказы "тагильского" цикла конца 80-х - начала 90-х годов XIX века. Это рассказы и повести - "Дикое счастье", "Самородок", "Морок", "Савка", "Вольный человек Яшка", "Платина", а также статьи - "Кризис уральской горнозаводской промышленности", "Платиновый кризис" и другие. В них он ставил вопросы большой социально-экономической значимости: о роли реформ 60-х-70-х годов XIX века, о судьбах горнозаводской промышленности Урала и связанного с ней населения.
В своих художественных и публицистических произведениях Мамин-Сибиряк постоянно подчеркивал значимость и типичность Нижнетагильского округа как своего рода "арены", на которую силой обстоятельств была выдвинута целая серия самых жгучих вопросов современности".
Характерно, что "тагильский" цикл произведений был продолжен Маминым-Сибиряком и после его отъезда с Урала в Петербург. В 90-е годы Дмитрий Наркисович использовал в своих произведениях материал, который был собран еще на Урале ("Братья Гордеевы", рассказы, вошедшие в сборник "В глуши", и другие). Тагильский "след" еще виден в романе "Хлеб" и в исторической повести "Охонины брови". Позже "тагильские" произведения появляются всё реже и реже, в основном, в литературе для детей ("Аленушкины сказки", "Кормилец", "Серая шейка", "Приемыш", "Дедушкино золото" и другие). Крупных вещей об Урале он уже в эти годы не писал. Однако память о "малой родине" не исчезает - она присутствует в отдельных уральских сюжетах и персонажах. Последний рассказ "Сороковник", где, в известной мере, отразилась "тагильская" тематика, был написан Д. Н. Маминым-Сибиряком в 1910 году.
Но и находясь вдали от Урала, Д. Н. Мамин-Сибиряк сохранил крепкие, неразрывные связи с ней. Он продолжал жить интересами уральцев. По-прежнему переживал все их беды, радовался успехам, в том числе верил в будущность уральской металлургии, когда Тагил станет "новым Берингемом и при содействии других уральских заводов вступит в промышленную борьбу на всемирном рынке с английскими и американскими заводами"...и тосковал об Урале и уральцах.
Привязанность к Уралу, уральской природе с особой, щемящей сердце силой переданы в очерках "Из далекого прошлого". "Когда мне делается грустно, - писал в Петербурге уже далеко не молодой и больной писатель, - я уношусь мыслью в родные зеленые горы. Мне кажется, что небо там выше и яснее и люди такие добрые. И я сам делаюсь лучше"... К этим словам трудно что-либо добавить. Их мог написать только человек, любящий Урал беззаветной, сыновней любовью - писатель Тагильского края - Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
Автор: Т. ГУСЬКОВА.
Литература: Газета "Тагилка" от 03.12.2009. №24(82).
Источник: http://historyntagil.ru/