Как сходить в магазин и не купить лишнее? Защитники прав потребителей рассказали про маркетинговые и психологические приёмы, о которых потребитель не догадается никогда, если об этом не знать заранее.
Боремся с импульсивными покупками и психологическими ловушками в гипермаркетах. В СРОО "Уральская палата защиты потребителей" выделили 15 основных уловок:
1. Огромная корзина, в которую поместится месячный запас продуктов, предназначена для того, чтобы вам казалось, что их мало, и вы складывали туда ещё и ещё.
2. На свободном месте торгового зала стоят ящики с товаром с надписью "Суперцена". На деле – те же самые товары стоят за те же самые деньги. А доверчивый покупатель хватает товары с надписями "скидка" даже без минимальных раздумий.
3. Самые ходовые товары располагаются в четырёх разных углах и в самом конце магазина, чтобы в поисках необходимого покупатель набрал гору лишнего. Никогда хлеб и молоко не будут лежать рядом и недалеко от входа.
4. Лабиринт из прилавков, стеллажей и витрин в торговом зале предназначен для того, чтобы Вы просмотрели как можно больше товаров и сделали как можно больше незапланированных покупок.
5. Запутанный ценник, ведь самая верная и эффективная приманка – цена и грамотно оформленный ценник. Крупный, яркий шрифт, большой размер, красный цвет бумаги ценника, безусловно, стимулируют к покупке. В итоге на кассе, а чаще всего уже и дома обнаруживается, что цена была доступна только по дисконтной карте. А вы и не заметили внизу ценника маленькими цифрами реальную цену товара или приписку: "При покупке более 3 товаров". Придраться не к чему.
![]() |
Лучше ходить по торговому залу с маленькой корзинкой. Так меньше вероятности, что возьмёте лишнее. |
6. Принцип сопутствующих товаров. Когда на полку выставляется востребованный и необходимый продукт, например, творог, а в непосредственной близости от него выкладываются взбитые муссы, сладкие творожки, сливочные десерты, йогурты. Покупатель собирался взять только творог, но рука уже тянется за взбитым муссом.
7. Махинации с выкладкой. На самом видном месте стеллажа – на уровне глаз и в начале полки – выкладывается товар, который требуется побыстрее сбыть: товар с заканчивающимся сроком годности, черствеющий хлеб, неходовой дорогой товар, у которого обязательно есть дешёвая альтернатива. Но её придется поискать, к тому же эти товары неудобно доставать с витрины, приходится нагибаться, тянуться. Но информированный покупатель не поленится протянуть руку к самой стенке стеллажа и достать свежую сметану, кефир или любой другой товар с ограниченным сроком годности.
8. Чрезмерная любовь к детям. Товары для самых маленьких выкладываются на нижних полках, чтобы ребёнок смог до них дотянуться. Чтобы завладеть вниманием именно ребёнка, их специально раскладывают не на уровне глаз взрослого человека, а пониже.
9. Расчёт на оплату неграмотным в правовом отношении покупателем случайного разбитого товара, для чего иногда товары нарочито расставляются таким образом, чтобы их задели, уронили, разбили. Возмещать ущерб потребуют от покупателя. А растерянный покупатель будет готов замять свою вину и шум вокруг себя любой суммой.
– Это прямое нарушение закона. Магазин не имеет права требовать оплаты за случайно разбитый в торговом зале товар до его оплаты на кассе. Подобные требования – грубое нарушение законодательства в расчёте на то, что покупатель просто не располагает временем добиться справедливости, – уточнили правозащитники.
10. Путаница на витрине, где "навалом" располагаются однотипные или трудноразличимые по внешним признакам изделия и продукты: это могут быть сыры, колбасы, замороженные полуфабрикаты и мясо, даже посуда. Задача – обманным путём заставить покупателя приобрести более дорогой товар, чем он рассчитывал изначально.
11. Указывается стоимость товара не за килограмм, а за 300 или 500 грамм. Создается иллюзия привлекательной стоимости, на которую "клюёт" потребитель.
12. Переработка товара с истекающим сроком годности. Если колбаса или сыр на грани своего срока годности, их аккуратно порежут, красиво упакуют и поставят дату расфасовки.
13. Использование подсветки для стимулирования продажи, для чего апельсины, мандарины и вообще все фрукты подсвечиваются на полках. Снимаешь мандарин с полки – он бледно-жёлтый, кладёшь обратно – ярко-оранжевый.
14. Обращение к животным инстинктам – создание источника вкусного запаха. К таким запахам относятся апельсин, кофе, сдоба, поэтому всегда и в любом торговом центре есть кофейня и булочная.
15. Подталкивание к спонтанным покупкам на кассе. Застревая в намеренно создаваемой администрацией очереди на кассе, покупатель нервничает и начинает набирать ненужную мелочь, специально выложенную на витринах у кассы – жвачки, леденцы, мелкие игрушки.
"Не забывайте проверять чеки, не отходя от кассы. Уважайте себя", – напоминают правозащитники.
Источник: e1.ru